город Свободный Амурской области
Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации

Мой БЛОГнотик

Stesiya 14 августа 2011 +134 RSS-лента

Словесное айкидО...

Конец 18 века. Только что отгремела великая французская революция. Англичане в то время ненавидели французов. Но судьба распорядилась так, что Вольтер оказался на улицах Лондона. Вдруг толпа агрессивно настроенных англичан окружила его. «Француз! Француз!», - раздались крики, - «Повесить его!».
Казалось, что от смерти уже не уйти. Но что сделал Вольтер? Он воскликнул, обращаясь к обезумевшей и неуправляемой толпе: «Англичане! Вы хотите меня повесить за то, что я француз? Но не достаточно ли я уже наказан тем, что я не англичанин?»
Раздался смех, и англичане оставили Вольтера в живых…


В чем-то это похоже на магию, не так ли? Когда буквально несколькими словами, как волшебным заклинанием, удается поменять отношение к себе со стороны совершенно неуправляемой толпы...

  
Каждое утро Зоя со страхом думала о том, что сегодня нужно идти в школу. Все дело было  в ее росте. Прозвище «коротышка», которое преследовало ее последние три года, стало совсем невыносимым в выпускном классе, когда так хотелось хоть немножко почувствовать себя привлекательной и интересной.
Однажды, когда она стояла на остановке и плакала, к ней подошел какой-то мужчина и, покачивая головой, то ли проворчал, то ли попробовал успокоить: «Что-то в этом мире неправильно, если такая миниатюрная, изящная и хрупкая девушка должна плакать…» Скоро подъехал автобус и мужчина уехал, но от его слов стало как-то спокойнее и теплей.
На следующий день Зоя преобразилась. Она чувствовала себя спокойно и уверенно.  Каждый раз, когда кто-то по привычке пробовал обратиться к ней словами «коротышка» или «лилипутик», она удивленно поднимала брови и с достоинством отвечала: «Я не коротышка, я миниатюрная и при этом изящная и хрупкая, не нужно меня оскорблять»… Буквально через неделю прозвище «коротышка» уже ушло в прошлое.


На примере этой истории давайте разберемся в том, как работает принцип психологического айкидо в общении.
  
С чего все началось? Как и многое в этом мире, все началось со слова. Всего девять букв – «к-о-р-о-т-ы-ш-к-а», а жизнь уже испорчена, иногда на годы.
Время от времени такое бывает практически с каждым. Иногда кто-то чужой и намеренно – а гораздо чаще близкий, родной и совсем не нарочно – выпускает в вашу сторону «отравленную стрелу» - обвинение, наезд, оскорбление.  
Например:
Не ожидал, что ты такая жадина!
Ну ты и лентяйка!
Что за свинарник у тебя в комнате?
У тебя мозги как у курицы!


Знакомо? И пока эта стрела летит, нужно успеть что-то придумать и сказать в ответ. Иначе обвинение может пригвоздить к позорному столбу, и смыть с себя клеймо «жадины», «лентяя», «глупца» будет очень-очень непросто. Так, к Зое ее прозвище и прилипло на несколько лет.
    

Как же увернуться?

Во-первых, не стоит показывать, что обвинение вас как-то задело или обидело. Конечно, это бывает ужасно трудно, но отнеситесь к наезду просто как к набору слов (звуков), который вам нужно перевести с одного языка на другой. А хороший переводчик всегда сможет сделать так, чтобы эти слова зазвучали в нужном ему русле.
Если же вы успели выдать эмоцию: обиду, злость, раздражение – то все уже понимают, что наезд «сработал», и ваши дальнейшие слова будут восприниматься как защита и оправдание, а не как элегантный перевод чьего-то грубого высказывания.
Так, в случае с Зоей, половина ее успеха была в том, что она начала держаться спокойно, уверенно и с достоинством.
    
А во вторых, нужно быть именно переводчиком. Если вы начнете в лоб возражать в ответ: «нет, я не коротышка», «нет, я не неряха», «нет, я не жадина»… то это не сработает.
То, что нужно сделать, так это взять слово, которое в вас запущено, немножко поколдовать над ним, и вернуть обратно, уже в преображенном виде. Таким образом, вы не сопротивляетесь, а просто красиво используете слова собеседника, в своих интересах.
  
есть два  приема, которые можно использовать для подобного рода «переводов». Эти приемы можно условно назвать «позитивный синоним» и «подходящая ситуация».
    
Итак, первый прием – «позитивный синоним».
«Великий и могучий русский язык» позволяет к каждому слову подобрать слово с таким же значением, а иногда и несколько. Причем слово, именно с той эмоциональной окраской, которую вам хотелось бы выразить.
Несколько примеров: два слова – вроде описывают одно и то же, но одно с негативной оценкой, а другое – с позитивной.
Жадная – Хозяйственная
Ленивая – Экономящая свои силы
Свинарник в комнате – Творческий беспорядок
Глупая – Нестандартно мыслящая
В чем-то такие пары слов можно назвать «оскорбительно-похвалительным словарем», в который стоит заглянуть, когда вы не совсем представляете, как перевести какой-нибудь наезд, так, чтобы он начал выглядеть похвалой.
Очень красиво показал, как пользоваться этим приемом, домовенок Кузя в своем знаменитом высказывании: «Я не жадный, я домовитый». Всего одна фраза, а отношение к этому, весьма спорному свойству характера, уже совершенно другое.
Так что теперь, если вы услышите обидные слова в свой адрес, – то вы уже знаете что нужно делать: подобрать синоним с позитивной окраской, с достоинством ответить:
Я не ленивая, я просто не суечусь почем зря
Это не свинарник, это творческий беспорядок
Я не занудная, я настойчивая
Я не истеричная, я искренняя и эмоциональная

Решая свою проблему, Зоя сумела сделать даже тройной перевод: «Я не коротышка, я миниатюрная и при этом изящная и хрупкая».
    
В качестве еще одной иллюстрации, небольшой анекдот:
Приходит как-то Лиса ко Льву и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: «Туп и упрям».
– Но это же характеристика на повышение, - возмущается Лиса.
– А что писать?
– Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».:)

    
Перейдем теперь ко второму приему – «подходящая ситуация».
Есть мудрая поговорка: «Грязь – это нужное вещество в ненужном месте». Поэтому если кто-то кинул в вас «комок грязи», то нужно постараться мгновенно найти выгодную вам «подходящую ситуацию», и тогда до вас вместо «грязи» долетит уже небольшой «слиток золота».
Например,
– «Ты некрасивая!» «Зато на работе начальник не будет ко мне приставать». «Зато на мне женятся по любви». Как видите, в контексте работы или выбора спутника жизни, такое свойство как «некрасивость» может оказаться очень даже полезным.
– «Ты упрямая!» «Зато когда речь идет о том, чтобы выучить до конца иностранный язык или добиться своего, многие могут позавидовать моей настойчивости». Здесь использован и первый прием: «упрямство» превращено в «настойчивость», и второй прием - найдены «подходящие ситуации»: «изучение иностранных языков и необходимость добиться своего».
– «Ты слишком вспыльчивая!» «Да, но вечером в постели тебе, почему-то это очень даже нравиться!».
– «Ты слишком неуверенная!» «Зато я редко принимаю глупые и непродуманные решения».
– «Ты слишком много времени тратишь на маникюр!» «Но ты ведь меня не торопишь, когда я с такой же тщательностью готовлю ужин или убираю комнату».
– …
    
Наверное, вы уже успели уловить то, как пользоваться вторым приемом –  подбираете «подходящую ситуацию», и используете словесную формулу: «Зато, в такой-то ситуации, это свойство моего характера, очень даже пригодится…».
По своей сути этот прием тоже «перевод», который позволяет превращать «наезды» в нейтральные высказывания или даже в похвалы в ваш адрес.
    
Если недовольство другого человека направленно не на вас, а на кого-то другого, например, на вашу подругу, то и здесь, вы можете использовать эти приемы. Приведу пример из жизни:
К одному психологу пришел мужчина, который жаловался на свою жену:
«Она слишком разборчива! Когда мы ходим с ней по магазинам, она по несколько часов примеряет и перебирает разные вещи, и в конце концов так и ничего не покупает! Я же при этом вынужден ждать и тратить свое время! Ее привередливость просто сводит меня с ума!» На что психолог ответил: «Представляете, а ведь из всех мужчин на свете она выбрала именно вас!».
Психолог нашел «подходящую ситуацию» - «выбор спутника жизни», и таким образом, буквально несколькими словами, поменял отношение мужа к жене, - муж даже начал восхищался разборчивостью своей супруги.
    
Теперь, если мы вернемся к вопросу: «Как же увернуться от наезда?», то сможем легко сформулировать правильную стратегию поведения:
Во-первых, сохранять спокойное и уверенное состояние.
А во-вторых, используя приемы «позитивный синоним» и «подходящая ситуация» - «перевести» наезд так, чтобы он начал звучать нейтрально или даже в виде похвалы в ваш адрес.
Может быть все это действительно: волшебство, магия, заклинания. Но тогда, наверное, вы уже догадались, что стать волшебником очень просто. Что используя самые обычные слова, вы можете превращать «жадных» в «хозяйственных», «занудных» в «настойчивых», «медлительных» в «основательных» «коротышек» в «изящных и хрупких».Удачи вам!


1 сентября 2011 0 3862 2 комментария

Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Если у Вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь. Для этого важно знать причины таких задержек.

ПО-НАУЧНОМУ...

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

СКАЗКА В ПОМОЩЬ...

Сказка о Веселом Язычке.  
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


ПРАКТИКА...

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом. Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные.
Бо-по-бо.
Ту-ду-ду.
Почка-бочка.
Год-кот.
Дочка-точка-дочка. Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные.
Со-шо-со.
Ща-ча-ща.
Мишка-миска.
Крыса-крыша-крыса. Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.
Ра-ла.
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки.
Лак-рак-лак. Проверяется способность различать звуки р и л.

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.
Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.

Спасибо за внимание.
Сказка- Волкова "Учимся говорить", упражнения- Е.В.Ларечина"Занятия для родителей и детей"
16 августа 2011 +1 4181 Нет комментариев

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ПЛОХИХ ПРИВЫЧЕК

Кусание ногтей, разбрасывание одежды, употребление нехороших слов - вот неполный перечень проблем, возникающих перед растерянным, а иногда и взбешенным от детской глупости родителем. От изобилия психологических рекомендаций легче ему не становится(многие советы такие обтекаемые и обобщенные, что применить их конкретно к себе и своему ребенку в реальной жизни практически невозможно). Например:-"Вам необходимо изменить своё отношение к ребенку- возможно, вы его слишком подавляете своей авторитарной личностью". Но, подумайте, как может измениться 30-летний человек, имеющий устоявшиеся принципы и привычки!? Многие даже не представляют, как это сделать... Вот так взял и с понедельника стал другим человеком? Очень маловероятно...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

Многие родители на собственном опыте убедились в том, что одними запретами и замечаниями проблему дурных привычек не решишь. Даже, наоборот, происходит обострение ситуации: чем больше акцентируете внимание на проступке, тем чаще он его совершает вновь. И это естественно, т.к. желание повторять то или иное действие просто загоняется внутрь подсознанияи и, соответственно, контролю уже не подлежит(оно лишь только усиливается...по принципу "плотины на реке").
Ребенок,тем самым проявляет своё желание "не взрослеть", это может быть в случае "недетского" детства ребенка, когда окружающие требуют от него ЧЕРЕСЧУРТхорошего поведения, взваливают не по годам большую долю ответственности, не дают выплеснуться наружу его детским эмоциям. Вот и возникают психологические "ножницы"- несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка. Отсюда и вытекают невротические привычки(к примеру, писание в постель).

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Предлагаю метафору родителям, чьи дети страдают энурезом(писание в постель). Рассчитана в основном на мальчиков(т.к. обычно этот недуг случается именно у них). Прочтите её ребенку(для детей старше 4-х лет), выделяйте ИНТОНАЦИЕЙ и ВЗГЛЯДОМ ключевые слова, написанные крупным шрифтом. Можете совместно нарисовать метафору-сказку и повесить рисунок на видное место. Вставляйте ключевые слова в свою повседневную речь(можно и во время посещения им туалета).

Жил-был мальчик. И жил он в большом сказочном замке, потому что был королем и управлял целой сказочной страной "МОГУЯ". Дел у него всегда было очень много: кого-то накормить, кому-то что-то построить, с кем-то провести нужные учения...Так что целыми днями он был занят ПО САМУЮ МАКУШКУ. Жаль только, что и ночью ему покоя не было: ведь кто-то должен был сторожить ворота замка. Обычно, они всегда были закрыты и, если днем кто-то хотел покинуть королевство, он просто приходил к мальчику и говорил:"Я хочу выйти.Отпусти меня!" И все было нормально...
Но ночью некоторые плохие люди норовили покинуть замок без всякого королевского разрешения: они сами открывали ворота и убегали, унося с собой порой нечто ценное. И вот что обидно- чаще всего они так поступали БЕЗ ВСЯКОЙ НАДОБНОСТИ! Мальчик просто устал бороться с ними, не высыпался по ночам, потому что каждую ночь ему приходилось выбираться из своей теплой постели и смотреть, не убежал ли кто-нибудь опять...И тогда к королю пришли два его самых лучших воина и сказали:"Давай мы будем сторожить ворота вместо тебя? Если же ночью кому-нибудь ПРИСПИЧИТ выйти из замка, один из нас прибежит к тебе и скажет: "Вставай,КОРОЛЬ, иди и открывай ворота".
И стал с тех пор мальчик СПАТЬ спокойно. Он знал, что теперь два его верных стражника ИСПРАВНО охраняют его королевское величество и днем и ночью.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...

Есть несколько способов искоренения нежелательной привычки у ребенка. Одно "но"...Все способы-манипулятивные, т.е. они не устраняют причину, а только способствуют устранению у ребенка делать то, что раньше доставляло ему удовольствие.
Если вы растерялись и не знаете, как отучить ребенка от плохой привычки, предлагаю несколько способов-приемов:
"Делай как я!". Поразмышляйте на тему "А не повторяет ли мой ребенок чье-то поведение в семье?". Ведь часто бывает-отец не убрал за собой постель,и сын подражает ему...мать надевает рваные колготки- и дочь не блещет опрятностью...
Конечно, от одного обнаружение факта копирования само нежелательное поведение не исчезнет, поэтому лучше ориентировать ребенка на установку "Ты- другой, ты- лучше!". Другими словами-ставить перед ребенком сверхзадачу: быть не просто похожими на родителей, а стараться стать лучше...
"Право на выбор". Ребенку предлагается самому выбрать свой вариант поведения: один-с дурной привычкой и без поощрения, другой- без таковой, но с "призом" за её преодоление. И ребенок сам решает, как ему себя повести. Он должен ЗАХОТЕТЬ действовать по-другому, а не поступать так по чьим-то авторитетом. Например, девочка хочет спать рядом с мамой. Ей предлагается выбор: "Спишь со мной, но без пальчика во рту...либо в своей кроватке, зато и дальше можешь сосать свой палец". Как у героини Ф.Раневской :"Девочка, что ты хочешь- поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?"
"Зеркало". Человек не может наблюдать сам за собой: как только он начинает это делать-естественность его поведения пропадает. Точно так же и ребенок- многие действия он совершает автоматически(например, ковыряя в носу...). В такой ситуации желательно сразу отобразить его поведение- сделать то же самое, чтобы он как в зеркале увидел себя со стороны. К тому же ребенок, как и взрослый, очень не любит быть копируемым кем-то.
"От противного". Это самый эффективный способ изменения любого человеческого поведения. Все мы знаем, что "любить по принуждению-затруднительно". Смысл приема- как можно чаще просите ребенка повторить нежелательное действие("что-то ты давно ногти не грыз-погрызи пожалуйста"...через некоторое время снова: "будешь смотреть телевизор-не забудь ногти погрызть"). Если ваш малыш употребляет нехорошие слова, позвольте ему в какой-то момент ими выкричаться или заставьте произнести их 20 раз подряд...

ПРАКТИКА...

В одной семье отец своеобразным способом приучил дочь к порядку. Споткнувшись в очередной раз о ее сапоги в коридоре, он просто спрятал их за мусорным ведром(обратите внимание, не просто спрятал, но ещё и унизил вещь девочки). Слезы, опоздание на гимнастику, насмешки близких- все это надолго запечатлелось в ее "девичьей" памяти. Сапоги с тех пор всегда стояли в положенном месте...
Лучше приучать ребенка не разбрасывать вещи с самого раннего детства, можно с помощью игры:"Давай уложим кубики спать", "Кто быстрее уберет игрушки-ты или я?". Ведь очень часто мамы или бабушки ходят и подбирают всё за ребенком, потому что так быстрее, а потом в школьном возрасте пытаются приучить его к порядку...
Самый благоприятный возраст для привития любви к порядку- 2 года. Не пропустите это время. Используйте его каждый день для формирования у ребенка хороших,культурных навыков поведения. Ведь учить чему-то новому намного проще, чем переучивать! Так же как проще сшить новое платье, чем перекроить надоевшее старое...



Спасибо за внимание
Материал метафоры книга Т.Е. Волковой"Психологам", советы по воспитанию- журнал "Психология"
15 августа 2011 +2 6962 7 комментариев

НАКАЗАНИЯ

В роддоме, когда маме приносят малыша на кормление, сразу слышится:" Ах, ты моё сокровище, дитятко моё!" И хоть весь медперсонал родильного отделения предупреждает, что в этом возрасте (1-2 недели) младенец ещё ничего не понимает, она всё равно продолжает уверять всех окружающих и самого младенца в том числе, что он самый лучший...Проходит два года. И от той же самой мамаши можно услышать:"Вот бестолочь...и в кого ты такой уродился?" Приходится только удивляться- куда всё подевалось? И рыбонька, и кисонька, и солнышко моё...
Чем старше становится ребенок, чем больше нуждается в словах, подкрепляющих его "хорошесть", тем реже он их слышит(как правило). Хорошее поведение воспринимается как норма и никак не отмечается; плохое- влечет за собой наказание. Очень часто ребенок выступает для родителей в роли "громоотвода", на него выплескиваются эмоции, ранее не выраженные в чей-то адрес. Нудим,нудим, он всё уже давно понял, а мы всё равно нудим! А потом удивляемся: "И почему это наши дети такие агрессивные? Мы такими не были..." Дааа, мы такими не были, потому что мы ТАКИЕ ЕСТЬ!

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...


Многие родители вообще относятся к своим детям как к собственности, по типу "я родил, я отвечаю, значит, это моё!" Вот и срывают на детях своё плохое настроение, переживания из-за проблем на работе и т.д.
Гнев, как эмоция всегда вторичен. Сначала возникает какое-то другое чувство (это м.б. страх, стыд...), а потом уже, как реакция на него, происходит всплеск агрессивной эмоции. Приведу пример: ребенок упал, ему больно...а родитель ещё и подзатыльник даст за собственный ИСПУГ. Хотя,если разобраться, в таких ситуациях родители больше должны сердиться на себя: ведь это они испугались, специально их пугать никто не хотел...

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Родителям, которые хотят лучше понять истоки своего "грозного "Я", предлагаю следующую метафору:

Жила-была маленькая девочка. И была она в самом деле крошечной, потому что жила в непонятной стране Великании- там, где большие люди, великаны, водят за руки по своим делам других маленьких людей, ещё не великанов. И только один раз в году, в день Большого Праздника, они все меняются местами: маленькие человечки тащат за собой скучающих больших...
Ещё эти великаны очень любят разговаривать друг с другом и все вместе одновременно. Поэтому нашей маленькой девочке приходилось все время кричать, топать ножками, громко звать этих великанов, чтобы они её, наконец, услышали и заметили. Шли годы...
Девочка выросла и стала такой же большой, как и все другие люди. Только она никак не могла разучиться кричать: всё ей казалось, что её никто не слышит и не понимает. Но вот однажды, когда она в очередной раз хотела изо всех сил топнуть ногой и что-то потребовать, она почувствовала, что внизу ей кто-то мешает это сделать. она рассердилась ещё больше и хотела уже закричать на всех вокруг, но, поглядев вниз, вдруг увидела у самых своих ног маленькую, дрожащую от страха, девочку. Эта "крохотулька" просто потерялась от её крика и не знала теперь, куда ей идти дальше...
И тогда девочка-великан наклонилась к ней, обняла её и с высоты своего роста показала нужную дорогу. А все вокруг смотрели на них и говорили: "Какая хорошая девочка!"


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...


Любое наказание ребенка есть признание родителем собственной беспомощности (значит, не смог объяснить что-то в своё время). Хотя, конечно, в реальной жизни без наказания сложно обойтись (даже профессионалу-психологу).  Итак, на сегодняшний день в арсенале родителей имеются следующие виды наказания:
"Шлепок, позатыльник, ремень". Физические методы нужно применять лишь в экстремальных ситуациях, когда реакция на поступок должна быть МГНОВЕННОЙ и запоминающейся на уровне инстинкта(к примеру, ребенок выбежал на проезжую часть дороги). Во всех остальных случаях это совсем нецелесообразно, потому что физическая боль имеет свойство со временем забываться.(примерно так же физиологическая забывчивость женского организма позволяет повторяться родам).
"Отказ в удовольствии". Многие дети воспринимают мир по принципу "здесь и теперь", то есть живут настоящим моментом. Поэтому дети не вседа могут построить связь между поступком "тогда" и наказанием "сейчас". В таких случаях больше помогает не наказание за проступок, а, наоборо, стимулирование, поощрение хорошего поведения. (Повесьте перед ним нужную ЕМУ "морковку", и он пойдет туда, куда Вам нужно.)
"Китайская пытка". Это когда делают больно не самому виновнику, а любимому им существу. Многие дети просто органически не могут переносить слезы своей матери. Сюда же, хотя и не наряду с этим, относят наказание любимой собаки, поломка любимой игрушки и т.д.  Конечно, это звучит кощунственно, и такой метод должен применяться в самую последнюю очередь, когда уже всё перебробовано. Частое применение такого наказания может привести к эмоциональной бесчувственности ребенка. А это может обернуться холодностью ко всем, в том числе и к родителям...

ПРАКТИКА...

Самым лучшим способом воздействия на поведение ребенка является ролевая игра "Веду себя,как ты". Отражение в вашем поведении нежелательных черт характера ребенка имеет достаточно сильный психологический эффект. Во-первых, из-за того, что всем очень нравится быть ни на кого не похожими. Во-вторых, нет лучшего средства дать человеку почувствовать что переживает другой в той или иной ситуации, чем поставить его самого в такое же положение. Как говорят англичане, "Никто не может вкусить ваше яблоко за вас". Чем много раз объяснять своему ребенку, "почему так нельзя делать", лучше один раз поступить так же, как он, только по отношению к нему(он испытает всё на себе).
Например, если ребенок берет без разрешения ваши вещи- возьмите у него что-нибудь. Покажите ему, что будет представлять ваша жизнь, если вы, как и он, будете делать только то, что хотите: читать книгу, вместо того, чтобы идти на его представление; не готовить вкусную еду, как он не готовит уроки, и т.д. Конечно, потребуется много терпения. Но, крупно "потратившись" один раз, вы потом много времени и сил сэкономите в мелочах. И в доме сразу станет тише...


Спасибо за внимание
Материал метафоры- книга Т.Е. Болотовой "Психологам", советы по воспитанию- "Практическая энциклопедия"
15 августа 2011 +2 3561 Нет комментариев

РАННЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Человек пришел в наш мир... и первое, что оседает на дне его памяти -лицо матери. Ребенок от рождения относится к своей матери как к данности, то есть как к одному из условий своего существования- как к родному дому, стране,планете... Можно сказать, что только он и любит её по-настоящему БЕЗУСЛОВНОЙ любовью: его все в ней устраивает- и руки, и ноги, и оттопыренные уши, и уровень интеллекта...Вот радость материнства: "Тебя любят,несмотря ни на что!" Всех других людей женщина всегда чем-то не устраивает: для кого-то слишком толста, для кого-то малы успехи в работе и...список можно продолжать бесконечно. Все хотят сделать её лучше, даже она сама...Только не её ребенок! Он любит её такой, какая она есть, и другой мамы ему не надо. И нужно очень постараться обеим сторонам, чтобы эта "духовная пуповина" между ними оборвалась...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

Первое представление о мире,о том, насколько он добр и хорош и насколько сам человек ему НУЖЕН, закладывается именно в младенчестве. На это влияют самые разные факторы...часто ли окружающие люди подходят к малышу без видимой причины или делают это только по необходимости; баюкают ли его или уходят, равнодушно оставляя одного в тёмной комнате? Это и многое другое - первые "кирпичики", из которых потом складывается человеческое "Я". И от того, каковы будут эти "кирпичики", зависит, насколько устойчивым будет само "здание".
Чрезмерное родительское внимание развивает такое неприятное качество, как эгоцентризм. В дальнейшем самим же родителям это может доставить массу хлопот. В этом случае ребенку не останется ничего другого, как манипулировать своими родителями двумя возможными способами: истеричным поведением или какой-нибудь непреходящей болезнью...

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Родителям, которые хотят спрогнозировать последствия своих действий, предлагаю такую метафору.

Жил-был мальчик. А рядом с ним жили большие-пребольшие горы. И больше всего на свете мальчик любил играть с ними в веселые "аукалки". "Привет!"- крикнет, бывало,им мальчик. "Привет...привет..."-отвечают ему любимые горы. "Все хорошо!"-радуется мальчик. "Хорошо...хорошо..."-ласково вторят ему горы. "Я вас люблю!"-продолжает игру мальчик. "Люблю...люблю..."-отзываются эхом горы.
Однажды мальчик, как обычно, подбежал к своим любимым горам и закричал: "Давайте играть!", а в ответ ни звука...Он ещё раз позвал их:"Ау,ау". И тут раздался страшный взрыв. Мальчик испугался и убежал. Он не знал, что в горах началось строительство новой дороги, его об этом никто не предупредил.
Ещё несколько раз мальчик с опаской подходил к своим горам, звал их, крича, топал ногами, но всё было напрасно. Веселых "аукалок" больше не было: после строительства эхо ушло в другую сторону. В конце концов мальчик обиделся на горы и решил;"Обойдусь как-нибудь и без вас!"Отвернулся от них и пошел куда глаза глядят...Со многими людьми он повстречался с тех пор, но все они говорили совсем не то, что ему хотелось бы услышать. Он искал эхо...


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...

Многие родители относятся к своему годовалому малышу как к кукле,которую нужно одеть, раздеть, накормит и уложить. И совершенно напрвсно! Ведь младенческий возраст можно с успехом использовать для долгосрочных воспитательных целей.Например:
"Дуга ожидания". Немедленное удовлетворение потребностей малыша(в питье, сухой пеленке...) чревато в дальнейшем его НЕУМЕНИЕМ ждать исполнения своих желаний. Поэтому с точки зрения психологии лучше выдерживать некоторую паузу ( в 30-40 сек) для того, чтобы ребенок успел насытится своим желанием и даже несколько его "перехотеть". Ведь совсем не обязательно приучать маленького человечка с самого рождения получать всё  сразу и сполна!Ведь жизнь устроена совсем по другому принципу( самая большая комната в нашем "доме счастья"- это "зал ожидания").
"Эффект достижения цели". Желательно, чтобы все игры с интересными для ребенка предметами заканчивались тем, что он САМ, своими руками достает нужную ему вещь. При этом не нужно ограждать его со всех сторон родительскими"флажками" со словом "нельзя!" Пусть лучше малыш научится сам(в присутствии взрослых,конечно) осторожно обращаться с опасными предметами, удовлетворит свой познавательный инстинкт. Такое "позволительное" родительское поведение рекомендуется и в целях личной безопасности ребенка. Это не только дает ему знания о реалиях жизни, но, что самое главное, формирует в нем умение твердо говорить "Нет!"(а это значит, что одним шансом стать типичной жертвой у него будет меньше).
"Якорь спокойствия". Каждый человек,так или иначе, регулярно сталкивается с "якорением" сознания (например, слыша знакомую мелодию, начинает грустить о потерянном человеке). "Якорь"- это внешний стимул, позволяющий перенести опыт прошлой жизни в настоящий момент. Бывают "якоря" естественные, часть из которых осознается человеком, но о большинстве из них люди,как правило, даже не догадываются (просто взгрустнулось...). Но можно и искусственно "заякорить" собственное сознание. Этим обычно занимаются специалисты по НЛП ( нейролингвистическое программирование), например, для развития в человеке чувства уверенности в себе в определенных ситуациях.
В этом смысле младенческий возраст- самое удобное время для расстановки подобных "якорей" в подсознании ребенка (так как в этом возрасте блока защиты от постороннего вмешательства ещё не существует).

ПРАКТИКА...

Если вы хотите сделать своему ребенку на будущее "якорь спокойствия и уверенности в себе", нужно действовать следующим образом. В первую очередь запомните, для эффективности и лучшего закрепления "якоря" желательно привлечь к работе сразу несколько каналов приема информации: визуальный(это зрение), аудиаьный (слух), кинестетический (прикосновение).
Итак, в минуту вашего душевного равновесия, приятной гармонии с ребенком, когда вы уверены, что вам никто не помешает, возьмите малыша на руки и спокойно, с любовью глядя в его глаза, дотроньтесь до него каким-то специфическим образом. Например потеребите мочку уха и скажите ему:"Ты у меня лучше всех!". Делайте так всякий раз, когда вам хочется приласкать ребенка.
В дальнейшем, по мере того, как ребенок будет взрослеть, этот прием сам по себе будет вызывать у него нужное вам состояние. В минуту ссоры, после какой-то никчемной размолвки, вам будет достаточно только прикоснуться к нему определенным образом и сказать СВОЮ фразу- и всё сразу встанет на свои места...Когда ребенок вырастет и станет самостоятельным человеком, вы передадите ему этот "пароль счастья и уверенности в себе", и тогда он сам, уже без вашей помощи, буквально "за уши", сможет вытаскивать себя из любой хандры, печали, потери своей "нужности" кому-то или всему миру...





Спасибо за внимание. smile
Материал метафоры и психологические советы взяты из книги Т.Е.Болотовой "Психологам"
15 августа 2011 +2 3426 Нет комментариев
Страницы: Первая Предыдущая 3 4 5 6